Гур-Эмир (усыпальница темуридов) – один из блестящих памятников архитектуры Самарканда. Восьмигранная призма, несущая цилиндрический барабан с огромным ребристым куполом, диаметр которого в основании 15 м, а высота 12,5 м, составляет основу объёмной композиции здания.
Гур-Эмир – ансамбль зданий, связанных с именем любимого внука Темура, наследного царевича Мухаммеда-Султана. Отстроенный на рубеже XIV – XV вв., ансамбль этот включал медресе и ханаку, которые фасадами выходили на квадратный двор – место остановки именитых гостей и мистических собеседований, служил также резиденцией царевича. Другие две стороны двора были огорожены высокими стенами с четырьмя угловыми минаретами и входным порталом, покрытым мозаичными облицовками редкостной красоты, в которых искусно вплетено имя мастера – Мухаммед сын Махмуда Исфагани.
После кончины Мухаммед-Султана в 1403 году, Темуром было дано распоряжение о сооружении в южной стене двора ансамбля парадного мавзолея с погребальным склепом. Ко времени смерти Темура мавзолей не был закончен. По окончании строительства из Афганистана был перевезён прах духовного наставника Темура Мир Сейида Береке и погребён в мавзолее, а в ногах его, по завещанию Темура, был положен прах самого Темура. Рядом с ним, с восточной стороны, похоронен Мухаммед-Султан. Постепенно мавзолей превратился в фамильную усыпальницу темуридов, получившую название Гур-Эмир – могила эмира, то есть Темура. Туда же были доставлены останки сыновей Темура – Мираншаха и Шахруха. Позднее туда были перенесены останки внука Темура – Улугбека и положены возле его ног.
В склепе мавзолея имеются ещё три неизвестных погребения. В западной нише находится могила, приписываемая Мир Сеиду Умару; но правильнее её считать «могилой неизвестного лица», как гласит и сама надпись на надгробной плите. Есть ещё две детские могилы. Одна из них, возможно, принадлежит Хасану – внуку Темура от его дочери, а небольшое надгробие к западу от могилы Береке – одна из двух могил, в которых были погребены его внуки.
Кроме могил в самом склепе Гур-Эмира, имеется ещё много намогильных плит с надписями темуридов (почти все могилы женщин и детей) в двух купольных помещениях медресе Мухамед-Султана и в помещении, примыкающем к одной из сторон мавзолея.
Гур-Эмир был предметом особенных забот Улугбека, когда он был назначен правителем Самарканда. По его решению в мавзолее были проведены некоторые работы: вокруг могил была поставлена ажурная мраморная решётка; из уникальной по своим размерам глыбы тёмно-зелёного нефрита было изготовлено надгробие Темура, поставленное в верхнем помещении мавзолея; произведены пристройки к западной и южной граням мавзолея; с восточной стороны пристроена многокупольная галерея, через которую осуществлялся вход в мавзолей.
На надгробии Темура высечена арабская надпись, утверждающая, что Темур происходил от общего с Чингиз-ханом предка. В конце надписи проведено легендарное сказание о непорочном зачатии одного из предков Чингиз-хана некоей женщиной по имени Аланкува «от света, проникшего к ней через дверь и представшего в образе совершенного человека».
Находящийся на дворике мавзолея камень из серого мрамора (кок-таш) по форме напоминающий правильный параллелепипед и украшенный резным орнаментом, служил с XVII века троном, который покрывали белой кошмой и сажали на него при восшествии на престол бухарских эмиров.